Урочище Поднависла, водопад Кесух

Кара-Даг. Коктебель. Крым.
09.02.2017

Урочище Поднависла, водопад Кесух

Хутор Поднависла находится в Краснодарском крае, в 9 км от села Фанагорийское,  под нависшими стенами одноименной горы, на берегу реки Чепси. На развилке налево. Направо дорога на Аюкские водопады и Большую Фанагорийскую пещеру. только подготовленный внедорожник туда проедет.

Поднависла неожиданно тихий, чистый и спокойный уголок.

В годы Великой Отечественной войны в урочище проходила оборонительная линия 30-й Иркутской дивизии, бойцы которой в течение полугода не давали прорваться отрядам немецкой армии к побережью.

Здесь же в урочище был лагерь, госпиталь. Здесь лечили раненых, и здесь же хоронили павших в бою.

Особенно цепляет за душу история простой армянской девушки, которая после освобождения этой земли поклялась, что никогда ее не покинет и будет верно ухаживать за могилами павших воинов. Ее звали Аршалуйс Ханжиян. И до глубокой старости и своей смерти она не нарушила клятву. Позднее здесь была построена армянская и русская церкви.

Если по гравийке поехать прямо, то будет тропа налево на водопад Кесух. Высота около 21 м. Но в летнее время он почти пересыхает. Далее можно прогуляться вверх по руслу реки, увидите маленький гротик и затем найдете отличную поляну для отдыха и купания. Съезд к ней только на внедорожнике. А еще выше по руслу реки водопад Парковый, тоже в летнее время пустой.