Новогодние каникулы в Абхазии. Часть 4. «Дорога жизни». Моквский собор, Бедийский храм. Анакопийская крепость.

Стартовали мы с площади в Сухуме. День обещал быть очень интересным. К нашей колонне машин присоединился Роин Агрба. Это человек, который знает, наверное, все об Абхазии. По рациям в каждой машине и на остановках он рассказывал нам историю недавних времен и древних царей, порадовал мое сердце тем, что показал пальцев в заснеженные пики гор и сообщил, что там Ушба. А если подняться выше метров на 300, то виден Эльбрус в хорошую погоду. Роин  давал информацию по программе и отвечал на многочисленные разные наши вопросы.

У памятника за Сухумом мы ушли в горы налево. Дорога петляла между отдельно стоящих абхазских домов, жилых и заброшенных поселков, чайных плантаций, мандариновых садов, фамильных захоронений.  Бегали странные поросята и дикие кони. Иногда мы выезжали на асфальт.

По рассказу Роина, предприимчивые москвичи основали здесь поселение, живут семьями, выращивают цитрусовые и он-лайн продают их как экопродукты. Но отдать должное, лимоны и мандарины, которые я пробовала самые вкусные из Абхазии.

Я рулила и одновременно иногда снимала видео и фотографировала, периодически просила Машу подержать руль. Дорога проселочная, скорость низкая, так что нормально, что-то даже получилось из фото.

И к Моквскому собору и к Бедийскому есть нормальная асфальтированная дорога. Ко второму в конце или пешком или по гравийке. Все это за Сухумом, в сторону Грузинской границы. И я вам скажу – за Сухумом жизнь есть, люди доброжелательные. Но одна туда не поеду.

Первая остановка  — Моквский собор.

Моквский собор
На входе в Моквский собор
Башня на территории храмового комплекса

Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в X веке абхазским царем Леоном III. Он был богато украшен и расписан фресками. Находится почти на острове, в междуречье. Рядом большая поляна, где традиционно проводятся народные абхазские праздники. В конце XVII века Моквский собор был покинут. В 2002 же году открылся вновь для службы и посещения.

Затем нас ждали в Ткуарчале. Администрация подготовила выступление детей. И просмотр фильма о сентябрьском автопробеге «Дорога жизни». Абхазские девочки пели очень красиво! Светило солнце, люди так радовались нашему приезду! Одна незнакомая пожилая женщина обняла меня и моего сына, поздравила с праздниками. Очень  хочу, чтобы жизнь возвращалась в заброшенные города Абхазии. Я не буду писать никаких комментариев по поводу войны и политики. Одно скажу, что везде люди, и они хотят мира и счастья.

А про то, что города, дома многие невосстановленные мне понравилось, как сказал Петя, по-моему. «Вот, например, придет к тебе сосед и скажет – эй, а чего у тебя крыша покосилась?  Почему  не делаешь ее, давай, делай.

Что ты ему ответишь? – Правильно, пошлешь куда подальше и скажешь, чтоб за своей смотрел»

Поэтому давайте будем смотреть «за своими крышами» и городами, а другим просто желать благополучия.

Ткуарчал
Ткуарчал, кино

Я погуляла бы по Ткуарчалу и Акармаре, городам-призракам, не спеша, в другой раз. Хотя на меня вид заброшенных городов, если это не средневековые или античные постройки, действуют удручающе. Здесь не так давно кипела жизнь, а теперь бегают иногда туристы с фотоаппаратами, делают селфи на фоне пробоин. Лучше вперед, в средневековье! К Бедийскому храму.

Это просто восторг. На горе, величественно, на фоне белых снежных перевалов и вершин, одиноко стоит храм. А с его высоты видна долина, горы Грузии и Турции, и блестящая полоска моря. Вот здесь бы я точно осталась с ночевкой, в палатке. Чтобы посмотреть на это все на рассвете. Офигенное место, прозрачный воздух, звенящая тишина.

Бедийский собор возведен также в X веке в селе Бедия. Здесь похоронен последний Абхазский царь Баграт III. В ктиторской надписи на золотом потире, который сейчас хранится в музеев Грузии, Баграт III именуется царем абхазским и датируется 999 годом – окончания строительства храма. Сейчас там ведутся реставрационные работы. Храм также был покинут в XVII веке. Как раз в это время страна попала под власть Турции.

После фотографической пробежки, все-таки решили пообедать. Роина опять с вопросами окружили джиперы. Вартанчик наливал всем свою вкусную чачу и вино. Темнело, нас ждали еще в Очамчире.

Здорово, что подобные мероприятия проходят при поддержке администрации и живом интересе местных жителей.

Бедийский храм

Огромное спасибо организаторам! Это был отличный отдых. 3 дня как маленькая жизнь.

Попрощались на площади в Сухуме. Кто-то поехал домой вечером, мы – завтра рано утром. У нас еще в программе 24 точки, отмеченные Ларисой. Все мы конечно не успеем посмотреть – они по всей стране. Но парочку на обратном пути захватим.  Это Анакопийская крепость и еще одна странная постройка – дворец принца Ольдербургского.

День отъезда.

С вечера большую часть сложили. Осталось упаковать чачу, лимоны, вино, пиво и пассажиров.

Все прошло успешно. Я уезжала почти со слезами на глазах. Мало. Дорога без особенностей. Позавтракали в Новом Афоне. И наверх, в крепость. От пещеры налево вверх по главной. 5 минут и платная стоянка – 100 руб/машина. Вход в музей тоже платный – 150 руб. Но оно того стоит!

От прогулки и солнца стало жарко, и Игорь предложил купание в море. Ура, купаться в январе! При подъезде на пляж энтузиазм поубавился, набежали тучи. Игорь купался один.

Почти финишная прямая. Вот эта непонятная постройка еще по пути и все, как сказал Петя «Впереди нас ждет огромная интересная страна с богатой историей, давайте ее посетим!»

Предыдущая часть

Анакопийская крепость
Рядом с башней

P.S. Хороших вам дорог и отличного настроения!