Новогодние каникулы в Абхазии. Часть 3. Шакуранский и другие водопады. Горячие источники в Кындыге.

В прошлом году мы здесь были. Но я готова приезжать сюда еще не один раз. Потому что тогда был снег, а сейчас совсем другой вид. А весной, летом и осенью тоже будет все иначе.

Но по порядку. Старт колонны назначен на 09.00. Бодро встали. Кроме Маши и Пети. Точнее они тоже бодро встали, но дезертировали и собрались на поиски лимонов. А в этом году что-то случилось с урожаем, так что им предстояла непростая задача. Забегая вперед, скажу, что они справились. Обошли весь рынок и в одном месте нашли достаточное их количество. Лимоны лежали вперемешку. «Правильные» и «неправильные». Маша показала пальцем на правильные и сказала: «Нам вот эти». «Соображаешь» — ответила женщина продавец, — «Сколько вам?» «20 кг» — ответила Маша. Вы не подумайте, нам не на продажу, только для себя и многочисленных друзей и родственников. В общем, Маша и Петя перебирали лимоны, практически как Золушки.

А мы рванули с колонной к водопадам. К Джампальскому каньону в Кодорское ущелье.

В Советское время здесь проходил всесоюзный туристический маршрут  № 43, который выходил прямиком через Клухорский перевал в Карачаево-Черкессию. А ранее здесь проходила Военно-Сухумская дорога. А еще ранее Древний Абхазский путь, ветка Великого Шелкового пути, который связывал Кавказ с Азией. По правому берегу реки Мачара до сванского села Омаришара, затем вдоль реки Клыч до  «Южного приюта», потом 13 км пути через Клухорский перевал высотой 2781 м, через Российско-Абхазскую границу в ущелье Гоначхир вдоль реки Клухор. Ранее здесь была турбаза «Северный приют». И конечная (или начальная) точка маршрута в поселке Теберда. Вот такой офигенный  маршрут. Его обещали возродить и сделать проход для туристов с обеих сторон свободным по заранее выписанным пропускам. Хотелось бы.

Мы ехали, делали фотографические остановки. Местами появился снег. Затем Сергей остановил колонну со словами – для фотографов. Ну дык, с появлением смартфонов, фотографы все. Да и красиво и любопытно – что там. Мы в прошлом году смотрели этот водопад сверху.  Но в этот раз я обнаружила вот такой лаз к нему.

Нигде раньше не видела именно таких водопадов. Этот, как и следующий Шакуранский, находятся как бы в каменной чаше. Красотища конечно! Идти было скользко, но творческое шило в одном месте толкало вперед.  Там же была группа туристов, которые спускались вниз в обвязке на веревке. Пофотографировали.  Название не скажу, по правой стороне широкая поляна, немного спуск вниз. Пальцем показать смогу))

И огонь, по машинам, к следующей точке. Через заброшенные и частично заселенные поселки мы едем к Джампальскому и Шакуранскому водопадам.  После спуска – поляна, где оставляем машины. Подъем назад может стать веселым, т.к. есть грязь вперемешку со снегом.  Сергей предупреждал, чтоб все одели резиновые сапоги или что-то малопромокаемое – будет грязно и скользко, местами вода. Ну одели, не одели, а все-равно пошли. Тропа маркирована красной краской. Сама по себе очень сказочная. Но выход в чашу! Не ожидаешь такого вида! Как-будто в другой мир попал. Сюда бы по теплу и не спешить.

Маленькие точки - это люди

Вернулись на поляну, перекусили. Даниил подготовил квадрокоптер для съемки поднимающихся по склону внедорожников. Наверное получилось красиво. Моя шнивка заехала без проблем, я спустила перед этим колеса. А вот некоторым, типа Игоря (Пограна), было лень. Поэтому, заехал, конечно патруль сам, как же иначе, но не сразу.

Мы со вторым шевиком из колонны рванули чуть вперед с намерением по дороге посмотреть какой-то храм. По пути, в этой поездке у меня зрение стало как у стрекозы, на 360 градусов, я боковым зрением увидела красивый просвет в каньончике. Сделали фотографическую остановку. А храм мне не особо понравился, он не старый и рядом могилы, и темнело уже, так что комментировать не буду.

Нас догнала колонна, а дальше по программе ждали горячие источники в Кындыге. Рекомендую всем! Особенно в холодное время года. Несколько бассейнов с разной температурой, можно и поплавать. Некоторые джиперы и наши дети прыгали бомбочкой в него. Стоимость та же  — 150 руб. взрослый и 100 детский, есть кафешка, там чай, кофе, и еда. Я взяла кофе, чтоб взбодриться.

Ну и все, на заправку и домой. Вечером можно выпить домашнего вина, а кому-то чачи или Сухумского пива, запасы которого наша компания уничтожила во всех окрестных магазинах. Ну очень оно вкусное. Со слов, я пиво не особо люблю. А завтра старт в 8.45. Мы поедем по «Дороге жизни», общий пробег около 220 км.